Костюмный облик персонажей
13.03.2017
Точно так же к унифицированному единообразию стремилась свести Степанова и костюмный облик персонажей: «расположение пятен новой сценической одежды было рассчитано так, чтобы при группировке все фигуры сливались бы в одну недифференцируемую глазом массу». Вместе с тем, учитывая опыт Поповой в «Рогоносце», Степанова уже не пыталась создать общую прозодежду, объясняя это тем, что «у актера нет раз и навсегда установленных функций и закономерных движений, ибо он работает как интерпретатор сюжета пьесы». В результате, Степанова сохранила прозодежду лишь для рабочих сцены (приравняв к ним также одного из персонажей дворника Пахома) и для помощника режиссера. Исполнителям же ролей предложила типовые костюмы, названные ею «спецодежда». Они были сконструированы тоже по принципу прозодежды, но уже не столько для «производственной работы» актеров, сколько для сценического действия конкретных персонажей спектакля. Главными же требованиями оставались функциональность, спортивность, удобство для движений, в том числе и трюкового характера. Исходя из этих требований, художница стремилась в проектах костюмов «показать и подчеркнуть сгибы и движения отдельных частей человеческого тела, отделяя одну часть от другой, торс от конечностей». Вместе с тем, она признавала, что «точно скоординировать движение актеров с моими заданиями выделения отдельных частей механизма человеческого тела не удалось». Любите готовить? Овощерезка Найсер Дайсер станет отличным помощником на кухне.
Когда Степанова принесла в театр свои рисунки «мебели», оказалось, что выполнить их почти невозможно. Приглашенный специалист-инженер сказал, что такое сделать способны только в Америке, и стоить это будет огромных денег. У театра же вообще отсутствовали практически какие-либо средства. «Мебель» выполнили кустарным способом. Так, вместо американских пружин были вставлены пружины, оторванные от дверей квартиры самого Мейерхольда и других работников театра. Желаемый результат был достигнут, во всяком случае на премьере. Стулья, когда на них садились, вертелись, пружинили, расползались, даже выстреливали. Стол разъезжался, едва кто-либо на него облокачивался, а затем самостоятельно поднимался обратно в свое нормальное положение.