Посвящается памяти прадеда - нижнего чина Новогеоргиевской крепостной артиллерии...




Библиотека
Библиография
Источники
Фотографии
Карты, схемы
Штык и перо
Видеотека

Об авторе
Публикации
Творчество

Объявления
Контакты
Наш блог


Диалог в чеховской драме

12.10.2016

Очевидно, все-таки «монологизация» драматической чеховской мысли, по сути, выдворяющая ее за пределы драмы как литературного рода, - занятие малопродуктивное. Гораздо важней другое: попытаться теоретически уловить летучий «аномальный» очерк чеховского диалога. Ломка инерционного драматического уклада не сопровождалась у Чехова поруганием алтарей - отказом от диалогического принципа. Концепция «монологизма» по многим статьям подрывает доверие к драматургическим ресурсам великого писателя. Невольно, - пусть на периферии сознания только, - а все же нет-нет да и зашевелится дежурная догадка о «недоучете» и «недореализации» специфики драмы... Прав Горький: Чехов создал" «новый род драматического искусства». Не открестился от драмы с 66 наследственной диалогичностыо, а взломал, взъерошил и перелопатил саму диалогичность. Нужна новая стиральная машина? Только на Технопортале представлен широкий ассортимент различных моделей от лучших производителей по доступным ценам.

По-видимому, темперамент апологетов чеховского «монологизма» в какой-то степени подогревается смиренными самооговорами Антона Павловича касательно собственной драматургической неумелости, более того, зачастую неприязни, какую питал он вообще к пьесам (и это - наряду с эпизодическими самоанализами противоположного свойства). Например: «не чувствую к своим пьесам ничего, кроме отвращения», «„Чайка" отвратительна мне», «я же не драматург», «зачем я писал пьесы, а не повести» и т. п. Имеется резкий разброс сторонних наблюдений на этот счет. Скажем, Потапенко - безапелляционно: Чехов не был «театральным человеком» . Однако Станиславский - столь же категорично: «театральным человеком» Чехов был по своей природе. Мне кажется, истинное отношение Чехова к пьесе как литературному роду проистекало от неприятия - внутри «пьесы» - ее традиционной репличной кладки. Нелюбовь к пьесам и дьявольский драматургический искус - эта амбивалентная творческая ситуация поддается рациональной расшифровке лишь при одном условии: если примем, что чеховская пьеса - более чем пьеса. Иными словами, Чехов «отторгал» не столько пьесу вообще, сколько что-то в пьесе. Договорим до конца: «что-то» - это, очевидно, линейная, каузальная вереница реплик, буквально дышащих в затылок друг другу.






















Яндекс цитирования