Посвящается памяти прадеда - нижнего чина Новогеоргиевской крепостной артиллерии...




Библиотека
Библиография
Источники
Фотографии
Карты, схемы
Штык и перо
Видеотека

Об авторе
Публикации
Творчество

Объявления
Контакты
Наш блог


Просвещеннейшая умница

05.10.2016

Из первоначальной генетической художественной «малости» («клеточки») выводится целая система образных отношений, и я позволю себе рассматривать этот процесс как одно из робких предвестий диалогической органики. Живое ветвление исходного сюжетного материала вступало в очевидное противоречие с фундаментальным классицистским принципом господства творческой эстетической системы над предметом творчества. Формальный уклад произведения предопределяется не конкретными свойствами этого именно предмета, а стабильным кодексом нормативных предписаний. Скажем, персонажи подразделялись на «героев», «наперсников» и «вестников», и эта заданная драматургическая номенклатура навязывала действующим лицам определенную схему отношений. В известном смысле муки творчества для классициста XVI11 века были связаны не столько с поисками «ключа» к «замку», сколько, наоборот, «замка» к «ключу». Не столько средств, адекватных материалу, сколько материала, адекватного средствам. Хотите постоять за себя в любой ситуации? Возьмите средства самообороны.

Между тем Фонвизин взламывает этот механистический принцип составления целого из частей и творчески опробует иной, органический способ выведения частей из некоторого целого. «Жмущий до смерти кафтан» - это реальная исходная сюжетная формула состояния мира (целого), и она продуцирует различные компоненты драматургической структуры. Части произрастают из нее. Именно она задает форму диалогического общения, например, персонажей нижнего яруса: они вступают в речевые контакты натужно, нехотя, порою словно из-под палки. Живая потребность в чужом слове как бы и вовсе здесь аннулирована. Но и верхний ярус словно бы «до смерти» диалогически размагничен - борьба замещена согласием, и диалогические контакты по сути монологичны. Речь одного лица зачастую синтаксически завершает речь другого: Правдин. Прямое достоинство в человеке есть душа. Стародум. Без нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Здесь сознания персонажей не размежеваны. Собственно, это - одно сознание (моносознание), исполняемое двумя персонажами. Поучителен в этом смысле диспут о неустрашимости, в коем участвуют Стародум, Правдин и Милон. Инициатор диспута - Стародум: он наслышан о неустрашимости Милона как человека армейского.






















Яндекс цитирования